Во-первых, нужно срочно оптимизировать программу обучения в школе, привести ее к стандартному виду.
Во-вторых, убрать ненужные предметы либо сделать занятия по ним факультативными.
В-третьих, учителям нужно перестать идти у администрации и чересчур заботливых родителей на поводу. Если ученик заслужил 2, так и ставить 2, а не 3. Если 3, так 3, несмотря на то, что выпрашивают 4. Это чисто профессиональный подход. Учась в универе, я понял, что в школе просто нет стимула учиться. Двоешнику все равно нарисуют 3, а мне как бывшему отличнику, все равно не поставят меньше 4, даже если я реально не занимался по конретному предмету. В универе стимулов достаточно: стипендия, автоматический зачет, +1 балл на экзамене и тд. В конце концов, есть вещи, которые, как будущему специалисту, мне просто необходимо знать, а откладывать изучение этих вопросов на потом - себе дороже.
Мне недавно рассказывала моя школьная учительница истории поразительную историю. Родители, недовльные якобы необъективной тройкой за четверть у своего ребенка, пишут многочисленные малявы директору, а тот их с удовольствием зачитывает на педсовете. Ну куда это годится... Родители в первую очередь должны понимать, что учителю обычно виднее, а при необходимости прийти в школу с ребенком и побеседовать. Наконец, если он не согласен с оценкой, то можно требовать создания комиссии для ее объективного выставления.
В-четвертых, учителя должны повышать свое преподавательское мастерство, более эффективно работать и проводить контрольно-зачетные мероприятия почаще. Тогда не будет жалоб, мол оценок слишком мало. Если учитель работает неэффективно, то ждать хороших результатов не приходится. Или зря они учились в педагогических университетах?
В-пятых, необходимо повышать зарплату учителям до приличного уровня. А то тупым терапевтам в поликлиниках повысили, а учителям нет. Учителя обычные люди - им нужен стимул. Благодарственные письма в данном случае не помогут.
Что еще хотелось бы сказать.
1. Я твердо убежден, что профильные школы и классы - это неправильный подход. Школа должна быть общеобразовательной. В конечном итоге, этот профиль ничего не дает, ведь чаще всего выпускник сам выбирает, где он хочет дальше учиться. Конечно, не редки случаи учебы по принуждению родителей, это надо изживать, как когда-то изживался институт принудительных браков. Мне не надо далеко ходить за примерами: на нашем юридическом факультете учатся люди, закончившие физико-математические, языковые и другие профили. Я сам из биолого-географического класса
2. Нужно начать принимать тот факт, что ЕГЭ теперь обязателен, чем возмущаться и ничего не делать.
3. В народном сознании должен быть развеян миф о каких-то элитных школах. Вместо того, чтобы тратить время на езду до школы и обратно, ребенок мог бы потратить на домашнее задание или на отдых от учебы. Все школы одинаковы, просто некоторые в течение многих лет активно пропиарились. И теперь статистическое качество этих школ значительно выше просто потому, что там учатся большинство способных детей.
4. В школу необходимо внедрять некоторые вузовские методы образования. Прежде всего, надо прекратить штамповать липовых медалистов, некоторые из которых - голимые зубрилки (хотя теперь с введением ЕГЭ это возможно и так прекратится). В гуманитарном цикле предметов, надо изменить стиль преподавания. Необходимо для начала постараться заинтересовать ученика своим предметом. Потом надо развивать творческий подход к изучению предмета, учить выражать свою точку зрения и аргументировать ее (что кстати пригождается в части С ЕГЭ). Плохо то, что для написания ЕГЭ на высокий балл нужно многое тупо зубрить. Тем не менее развитое ассоциативное мышление, а также мышление дедукцией и по аналогии здорово поможет избежать механического труда и легко справиться с любым, на первый взгляд сложным вопросом.